Содержание и формы работы умного родителя и преподавателя

Sova1Люблю работать со схемами. Более того — с принципиальными, т.е. с тем, что лежит в основании, задает направление работы.
Работает ли, скажем, в физике принципиальная электрическая схема, где параллельные и последовательные соединения в цепи определяют, как функционирует вся система в целом (замкнул-разомкнул выключателем; сгорела лампочка в последовательной цепи – все лампы погасли, в параллельной сгорела – все остальные светят)?
Здесь язык теории переводится в язык наглядно-практический, если хотите, – инженерный.
Основополагающие теоретико-методологические абстракции-понятия: предмет, система, род и вид, часть и целое, носитель и его свойства, каузальность (причина и следствие) приобретают конкретно-чувственное, образно-прикладное, практическое воплощение.
Что ключевое, открывающее в любой деятельности? И в науке, и в производстве, и в политике, и в искусстве. Везде. Цель, как начальная (представляемая), так и конечная –воплощенная (результат). О предметности деятельности я уже говорил.

Это важно в преподавании, особенно – в работе с детьми.


Как зарождается и развивается (генезис) мышление? Ребенок сначала «мыслит» руками, глазами, ушами, зубами… Впускает в себя извне весь мир, заметим, – предметный мир. Так план и формы работы внешней переходят во внутренний план работы. Животная способность ощущать и воспринимать со временем превращаются в сугубо человеческую — МЫСЛИТЬ, т.е., в первом приближении «жонглировать» уже не самими предметами, а их образами (абстракциями) и облекать эти образы-предметы в символы-слова, поименовывать, формулировать, отабличивать, схематизировать, придавать им иную (и по форме, и по способам существования), «искусственную», собственно человеческую, КУЛЬТУРНУЮ жизнь.
А где же, спросите вы, план работы?
Если вы увидели в этом теорию, пусть будет так, а если преподаватели и, особенно молодые родители, почувствовали, пусть пока интуитивно, руководство к действию, распознали план и формы работы, я рад безмерно.