Человек-ружье

 nouteПочти как в милицейской сводке («вооружен и очень опасен»). Только приходится говорить это в отношении образования, состояние которого требует, как минимум, технической модернизации, в плане оснащенности процесса и его субъектов.

Мы сегодня поговорим о преподавателе, УЧИТЕЛЕ, если хотите, старейшине, знахаре, шамане... Все это ипостаси особого социального статуса и содержания. Так уж повелось испокон веков, что человек знающий, умеющий всегда был уважаем, ценим, всегда был связующей нитью между прошлым и будущим, всегда был современным (т.е. шел в ногу со временем). И ... произошел сбой. Причины объективные, скажете вы: смена поколений в учительстве, молодежь в школу не идет, «старики» технику освоить не могут, среднее поколение занято проблемами выживания. Согласен. Но и от субъективных деваться некуда: преподаватель перестал учиться, рефлекс мела и указки побеждает желание и необходимость вооружаться современным инструментарием.

Педагогический инновационный бум конца 80-х середины 90-х годов канул в лету, психология обывателя проникла и в сознание учителя. Его материально-финансовое состояние и социальный статус опустились на самое дно. Конечно, это касается далеко не всех, но это тенденция и тенденция опасная. У нашего дна дна не видно.

Ситуация меняется «катастрофически» быстро, информационно-компьютерные технологии (икт) становятся вторым «я». И как школе и учителю не потерять душу, не превратиться в машину. Ответ, как ни парадоксально, один: вооружиться современным инструментарием. Не служить технике, не скрывать за нею свой непрофессионализм, а с ее же помощью уплотнить, сжать в точку пространственно-временной континуум КУЛЬТУРЫ, здесь и сейчас сделать его именно ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ, преобразующе-образовывательным.

Теперь о банально простом. В предыдущих статьях я уже говорил о некотором «джентльменском» наборе. Два вида программного (онлайн и офлайн) обеспечения должны быть в арсенале каждого преподавателя. И здесь важно не столько полное доскональное знание и умение, сколько навык, автоматизм, иногда даже поэлементный, ситуативно-рефлекторный, но достаточный для полноценной работы. Wunderlist, Evernote, Xmind, YouTube, Camtasia, Sony Vegas, VideoScribe, Skype, Photoshop, Moodle, Google формы и прочая, прочая, прочая. Сам перечень уже устрашает учителя. Надо ли их все знать досконально? Конечно нет. Надо ли их использовать? Да и еще раз да. Как шоферу и врачу необязательно быть слесарем, технарем (хотя элементарные умения и навыки жизненно важны), так и современному преподавателю необходимо «прикладное оборудование», чтобы своим модернизированным скальпелем мысли рассекать старые и творить новые (культурные) бытийные формы.

Например, Photoshop. На «завтрак» учителю, для «затравки», подаем возможность сделать своими руками красивую надпись. Надо ли знать все премудрости программы? Проблема решается в три клика.

На «обед» ему, наверное, уже захочется отредактировать самому картинку. Где он остановится на «ужин»? Это уже вопрос его профессионализма и мотивации к росту.

Вот такой поэлементный набор и делает «человека с ружьем» абсолютно безопасным, но современным (будь ему и 70 лет), а значит эффективным и полезным.

Так попрограммно, пошагово и «вооружаемся».

Продолжение следует.