Шка(о)ла юрского периода

iaitcoРадость-то какая. Есть основной конституционный закон. Годы труда. В день  радостный праздника работников образования решил проработать закон «Про  освіту». Уже подписан президентом (в его же день рождения), направлен в  Венецианскую комиссию. В общем все серьезно: к праздникам, юбилеям, в  торжественной обстановке… Дух времен не столь отдаленных. Впрочем, убираем  эмоции, прорабатываем закон детально.

Так решил и взялся за дело. Радует, что начинается закон с понятийного поля — словаря.

Стаття 1. Основні терміни та їх визначення.

Читаю. По ходу настроение начинает портиться. А к 17-му понятию, так и вовсе не знаешь плакать или смеяться:

17) освітня діяльність — діяльність суб’єкта освітньої діяльності, спрямована на організацію, забезпечення та реалізацію освітнього процесу у формальній та/або неформальній освіті;
Без комментариев. Масло масляное. Даже мои ученики 9-го класса подскажут горе-писателям, что тавтология, по крайней мере, недопустима, а уж в таком законе и подавно. Качество словаря, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Ладно. Продолжаю дальше.

Стаття 2. Законодавство України про освіту.

Святая святых. Буква и дух закона. А здесь совсем грустно:

Листи, інструкції, методичні рекомендації, інші документи органів виконавчої влади, крім наказів, зареєстрованих Міністерством юстиції України, та документів, що регулюють внутрішню діяльність органу, не є нормативно-правовими актами і не можуть встановлювати правові норми.

В одной статье два казуса. Мне, юристу по образованию, понятен контекст-желание законодателя угодить обывателю. А как быть гвардии рядовому преподавателю или воинствующему бюрократу: нельзя потому что можно, или можно потому что нельзя.

Не только логический, а и правовой нигилизм пугает. Почти 100 страниц убористого текста не добавили оптимизма. Закон «сырой», тяжелый, не реформаторский — «за деревьями леса не видно», на шкале качества юрского периода. А как запряжешь, так и поедешь.

Оптимизм формальный вселила резолюция ПАСЕ, появилась надежна, что правки в законе будут.

Оптимизм реальный – это свое Дело. Каждый на своем месте — лучшая реформа.

Второй год работаем над проектом «Smart школа». Сначала подручными средствами, затем концептуально, сейчас основательно и детально. Конечно главные трудности в т.н. человеческом факторе. Четверть века украинско-советского капитализма не воспитали духа собственности во всех его ипостасях: от собственности вещной до собственности на свое Я (интеллект, достоинство, гордость), свое дело. Все остальное вторично, даже программное обеспечение. Было бы желание и стремление стать Мастером.

В прошлой статье говорил о новой роли (качестве) учителя, и о том, что буду давать конкретные инструменты для работы.

Сегодня начну не с концептуального, а с простого-маленького последнего примера буквально недельной давности — платформы Dialogflow.com. Многие слышали о ботах. Bot все чаще входит в нашу повседневную жизнь. Собственно говоря, уже давно вошел.

Использовать его можно и в образовании (боюсь накликать, но некоторых учителей он может вполне заменить уже в ближайшее время). Необходимо включить воображение.

Можно даже самому создавать bot. Покажу на примере Dialogflow.com.

Все просто и понятно. Мои пятиклассники сразу же включились в работу. Включайтесь и вы. Можно сколь угодно долго бороться с ветряными мельницами, писать «умные» законы и методички, время берет свое, и запретить прогресс еще никому не удавалось. Главное — Мера. Иначе  будет школа на шкале юрского периода.

P.S. приглашаю к сотрудничеству тех, кому интересна тема автоматизации (читай IT-зации) содержания и формы образования (управление его структурами и процессами).