Мыслительные операции

PsProzВ предыдущих статьях мы начали говорить о том, что собственно выделяет человека из животного мира. Ответ – формотворчество, т.е. мы единственное живое способное создавать из бытийных, естественных форм искусственное, то, что сама природа создать не может. И, заметим, не просто иные формы, а культурные, т.е. те, которые «прокладывают дорогу человечеству в его светлое (надеюсь) будущее». С одной, но существенной оговоркой: предел креационизма человека-творца — Форма, Содержание же ему неподвластно.

В названии моего сайта прописаны две противоположности: с одной стороны — Без Имени (предмета), с другой – Называй вещи своими именами (читай: все начинается с его величества Предмета). Любая деятельность предметна. Однако жизнь человеческая «опровергает» эту неоспоримую истину. Оказывается, можно «пойти туда не знаю куда и взять то не знамо что».

Например. Читаю недавно материалы, формально неплохие, учителя-методиста, который проводит урок (читай и этап урока) обобщения и систематизации. А по содержанию? ОБОБЩЕНИЯ нет, СИСТЕМАТИЗАЦИИ тоже. Что есть? Нечто синкретическое, эклектика, или как любят говорить педагоги: «элементы» анализа и, какой-никакой систематизации, и даже попытки классификации, а заявленное напрочь отсутствует. Так происходит часто. Где умышленно (в политике) – цель (власть как реализация своих или корпоративных сверхпотребностей) оправдывает средства, а где (в образовании) и от незнания (или лени). Что и не удивительно: этому не учили и, боюсь, не собираются учить ни в вузе, ни на курсах повышения квалификации учителей. Это вообще вне педагогического сознания (как теоретического, так и обыденного). А последствия (в плане постановки мышления) катастрофические. О психодидактической «Вавилонской башне» мы уже говорили.

В предыдущей статье речь шла о психических процессах (конкретно о понимании) и мыслительных операциях. Там же (в ролике) была представлена таблица мыслительных операций (систематика в ее родовидовом отношении). Ни добавить, ни убавить, или следуя принципу Оккама – не плодим сущности без надобности. И в который раз настаиваю, что каждый педагог, учитель, воспитатель не просто имеет право, а обязан в истоке своей деятельности пусть не принимать, но понимать или хотя бы на уровне восприятия (посмотри на картинку или таблицу) или представления (картинка «в голове») различать психодидактическое содержание понимания, осознания, осмысления, оценки, воления и мотивации, других психических процессов. Деятельность станет конкретно-предметной, цели достижимыми.

Сегодня это особенно актуально. Тиражируется миллионами т.н. «передовой педагогический опыт», новаторы-«знахари» и «шаманы» от политики в педагогике обещают чудеса «исцеления» как «отрасли» в целом, так и конкретным «индиго», «кристаллам» и другим действительно нуждающимся в квалифицированном психопедагогическом сопровождении. И как всегда в таких случаях функции государства на себя возлагает общество: волонтеры (от сердца) — кто решает проблемы, и «актеры» (от желудка), кто наживается или удовлетворяет свое Эго. И в этой игре должны одержать победу если не интеллект, совесть и мораль, то хотя бы ответственность и здравый смысл. Присоединяюсь ко вторым. А вы?