По понятиям.
«Вначале было слово», понятие, форма-код определенного содержания-значения. По сути наше мышление работает по принципу кодирования-декодирования: абстрактное (символ, слово-понятие, формула…) – конкретное (предмет, его образ). За абстракциями-словами яблоко и apрle (различные по написанию, разные языки-коды) одно содержание, значение (конкретный плод). Здесь все относительно понятно.
В поле нынешней ситуации не ставлю целью выводить точные дефиниции, попытаемся кратко и внятно, на сколько получится, сделать лишь некоторые ограничения, набросать ее эскиз, поставить проблему.
Парадокс — ткань современности. Гибридные войны, гибридные отношения, гибридное мышление, гибридное образование… Гибридная жизнь. Все смешалось в доме…
На поверхности Эклектика.
В политике ложь (хотя это и есть ее содержание), в науке компиляция (тогда какая же это наука?), государственная система, «заточенная» на грабеж (от школьной скамьи, где друхместки «программируют» списывание-воровство у соседа, до подмены понятий «Война-АТО», или т.н. «минимальной зарплаты» 3200 при окладе 1600) «борется» с коррупцией (да и в коррупции ли основная проблема? Производительность наша на порядки меньше, чем в странах, куда мы стремимся), общество задыхается от псевдореформ. Как говорится – полный когнитивный диссонанс.
Однако, по существу, мне думается – «возврат» к Синкретизму, как некоему еще не расчлененному, но плодотворному в перспективе началу.
Интересное технологическое время переживаем. Все меньше зависим от пространственно-временного континуума, IT-инструментарий завоевывает все сферы жизнедеятельности и уже начинает проникать в тело и душу самого «венца природы».
Меняются характер и свойства труда. Он приобретает с одной стороны все более общественный, а с другой – персонализированный характер. Продукт-услуга тиражируется уже миллионами и миллиардами, его «отделение-отдаление» от мастера-производителя условно, в модификации-совершенствовании продукта (по принципу обратной связи) участвуют все потребители.
Происходят подвижки и в самом производстве. IT-индустрия, IT- профессия приобретает, если еще и не доминирующий, то массовый характер. Производство услуг обгоняет производство сугубо материальных товаров…
В этой связи приостановимся на образовании. Оно, и как процессуально-результативное явление, и как система в целом, становится внесистемным, непрерывным, масштабным, безграничным и даже глобальным феноменом. Продукт труда здесь всегда носил отсроченный характер (в студенте-ученике трудно узреть итог, результат: инженера, врача, Человека). Современный Учитель (Мастер) производит сначала продукт первичный, ощущаемый, сугубо индивидуальный (не слово абстрактное, не речь, приправленную мелом-указкой и взглядом-жестом, даже не планы-конспекты, диссертации и статьи), материальный, «тяжелый» аргументофакт, как порционно определенные, конкретно-функциональные ЗнанияУменияНавыки (это психодидактическое содержание образования, его константа, все остальное: компетентностный, личностный и прочие «подходы», вторично). При этом деятельность его приобретает конкретный IT-продуктивный характер (проектна, инфографична во всех ипостасях, виртуально-материальна, не ограничена пространством, временем, тиражом, здесь даже качественно-формальная определенность беспредельна в своем совершенствовании), ведь Мастер производит не собственно Знание, а лишь придает ему надлежащую форму. Одновременно, эта форма, как обратная сторона продукта-предмета (предмет деятельности у педагога всегда интегративен, един в двух «лицах»: собственно сам предмет как инструмент, и ученик как второй – основной предмет деятельности) становится в образовании Инструментом, коим и «лепит» Мастер из воспитанника Образ Человека. Не забываем об индивидуальном лице Учителя (стиль, результаты, и даже /а/моральность: публичность расставляет все по своим местам) и подобии, тождестве результата-Образа персоне ученика (точнее — его природе), его уникальности и неповторимости.
Впервые ИНФО учителя становится ПРОДУКТОМ, индивидуальное – общественно значимым, наука и производство сливаются с искусством. Некий микс, гибрид, название коему еще не придумали. Хотя, если все развивается по кругу-спирали, почему не определить это как формацию «обратного» информационно-когнитивного синкретизма (икс-формация), где производство, наука, искусство и даже политико-идеологические и морально-нравственные компоненты сжимаются, схлопываются в точку-массу и, вероятно, скоро произойдет, а может и уже происходит, Большой социокультурный взрыв.
Перед Учителем снимаю шляпу… Мастером!!!
Во как закрутил. Не я – время. Оно выстраивает шкалу и школу будущего, оно безжалостно (топчет, размазывает по стене материальное и моральное уродство в образовании) к статусам, государствам, обществам, кои почивают в дне вчерашнем.
Образование само становится мощным производителем (и потребителем одновременно) продуктоуслуг. Вот таков современный Способ производства (не)материальных благ. А классики говаривали, что бытие определяет сознание.
Конечно, возможны нюансы, в чистом виде редко что бывает, но принципы, по-моему, верны: Мастер – инструмент – продукт(предмет) -инструмент – Человек образованный. По образу и подобию…
Как проблема решается технически? А это уже другая история.
Добавить комментарий