К вопросу об этапах (видах) урока.
Полученная информация (прочитанная, услышанная, просмотренная и т.п., т.е. воспринятая нашими органами чувств) требует определенного оформления или подведения итога, вывода.
Над этим мы почти не задумываемся. Так повелось со школьной скамьи. Да и в самой педагогике, традиционно, итогом (промежуточным или конечным) общепринято называть обобщение (иногда добавляют «и систематизация»).
Обратимся к основному и главному, пройдем от истоков (генетически первичного) до вершины собственно человеческого в психике (а дидактика по определению должна идти вслед за психикой человека, обслуживать ее, помогать в развитии).
Коротко об «общем круге» ИТОГА:
- различие и сходство,
- абстракция и конкретизация,
- анализ и синтез.
Или:
- сравнение,
- обобщение,
- классификация (и /или/ систематизация).
Или:
Точка. Круг замкнулся:
1. от генетически исходного Различения (выделение предметов, свойств, отношений, а главное Себя/своего Я/ из внешнего мира) и Сходства (противоположного ему по содержанию и направлению), как иструментов, неотъемлемых частей, свойств родового для них мыслительного процесса Сравнения
2. Абстрагирования (внутреннее, мысленное отвлечение, свойств и отношений, предмета /в т.ч. и Себя/) и Конкретизации (определение «лица» предмета, его свойств и отношений), как «+» и «-» их родового Обобщения
3. Анализа («расчленение» по заданным принципам предмета(ов), свойства и отношений) и Синтеза («сборка»…), как инструментария, способа осуществления, реализации соответственно Классификации (деление по определенным параметрам) и Систематизации.
Вершина «пирамиды» - Опосредование – родовая (основная, главная, интегральная…) психическая операция соотнесения абстрактно-логического и конкретно-чувственного уровней с их итоговым согласованием.
В каком направлении «пролегал наш путь»:
от
— частного к общему,
— вида к роду
— части к целому
— элемента к системе
— свойств к их носителю
— простого к сложному.
Хотя целесообразнее (от цельного образа) было двигаться в ином (обратном) направлении.
Все это на «фоне» каузальности (опричиненности и следствия). И сам процесс (деятельность) назовем (в зависимости, опять же, от его направленности) «опредмечивание-распредмечивание» (индуктивно-дедуктивный строй).
Изобразим это схематично:
В таблице:
Слушаем и смотрим внимательно видео.
В который раз называю вещи своими именами. Логика, содержание процесса требует заменить название урока (этапа), как минимум, на простое — «ИТОГОВЫЙ». А «Обобщение и систематизация»? Да. Если там будет именно и только Обобщение и Систематизация, в чем я очень сомневаюсь.
Называй вещи своими именами. Зри в корень и не сомневайся.
Добавить комментарий