Нить общественного бытия.
14 февраля. Праздник. Поздравляю. Сегодня у мамы и тещи день рождения. В один день. Обе Андреевны. Удивительное совпадение.
Обеих зовут Валентина. Удивительно? Пожалуй, нет.
8 марта. Тоже праздник. Поздравления. Удивительно? Тоже нет. Традиция. Или обычай, ритуал, обряд? Что за этими словами? Синонимический ряд? Или различное?
Я уже говорил о товарище (преподавателе вуза), который принес мне статьи с понятийным аппаратом на эту тему. Все традиционно «запущено». В наукообразность нарядили, да простят меня, художественную литературу. За витиеватыми фразами потерялось содержание. Нет принципа, «водораздела». А за этим и невозможность называть вещи своими именами. Не будем вдаваться в «глубокие» научные изыски, вычищать все терминологическое поле. Как всегда, буду краток.
Для начала проведем параметральную границу, разнесем по своим местам ключевые понятия и, надеюсь, «просветление» наступит. Пусть интуитивное, но конкретно-различительное.
Например, опреде́лим «рабочее поле» по параметру-дихотомии статики и динамики. Тогда в разных «корзинах» окажутся, с одной стороны – обычай (некая содержательная сущность, как норма жизнедеятельности, правило), а с другой – традиция (повторяемость обычая во времени) и обряд, церемония, ритуал (как операционно-поэлементный сценарий, собственно действо-воплощение, пространственно-временная реализация обычая).
Детализируем временную шкалу. Традиция конкретизируется в Годовщину, Юбилей и т.п. (Например, День рождения, Новый год, Свадьба и т.п. Обычай. Праздник, торжество, возможно юбилей. Традиция? В общем (социальном) порядке – да. А по отдельным (индивидуальным или разнообразным коллективным) субъектам может и нет (традиционно семья, фирма, государство… отмечают (или не отмечают) Это (обычай) каждый год, раз в пять лет и т.п.).
Добавим критерий эмоционально-оценочный и получим модальность: праздничность, торжественность, или траурность, скорбность, обыденность обычая и его пространственно-временных форм.
Можно и необходимо классифицировать обычай по сферам и формам общественной практики (объекты политические, производственные, научные, художественно-эстетические, светские и церковные, и т.п.), по кругу участников (субъекты индивидуальные, групповые, семейные, корпоративные и т.п.) и т.д. и т.п.
Такое нехитрое «расчленение» вроде бы однопорядковых слов, дает возможность «вывести из тени» «серого кардинала» политико-правовых конструкций социума, его опору и надежду, его величество или ничтожность ОБЫЧАЙ.
Развивать эту тему далее можно, например, в аспекте культуры (как преемственности) и цивилизации (прерыва этой же преемственности), искусства (как формы самовыражения) и политики (как реализации сверхинтересов), техники, мистики, этики, эстетики и т.д. Важно не терять принципа-основания, о коем выше шла речь.
Подводя итог заметим, что в социо-генетическом плане все это виды рефлекса, стереотипа поведения, в социально-психологическом – привычка, память, в политико-идеологическом – воспроизводство, консервация, укрепление и незыблемость властных (как индивидуальных, так и социальных) форм, «сценическое» полотно и норма Истории, предметом которой есть реализованные в пространстве и времени социальные и включенные в нее природные структуры.
Если товарищу моему стало понятнее, радуюсь, а если не только ему пользу принес, вдвойне душе приятно.
Добавить комментарий