Предметность сознания.

mozgСегодня у жены юбилей, а накануне у дочки был день рождения. Простые семейные ценности-радости, поздравления, пожелания.

Праздники, традиции. Сколько их, а главное, какие они, что представляют, что несут? Спрашиваю себя и товарища (преподавателя вуза), годами читающего лекции на эту тему. Оказывается, не все так просто. Более того, все настолько традиционно «запущено», что этими различными определениями фактически продолжается «синонимический» ряд понятий: ритуал, обыкновение, обряд, обычай. О них будем говорить в свое время. Все это к пресловутому «называй вещи своими именами», его величеству Предмету, где за каждым словом – определенное значение.

Сегодня же продолжим наполнять содержанием те формы, оболочки, символы, слова, о которых уже шла речь в предыдущих статьях.

Помогла нам в этом и политика («Homo politicus»), где мы говорили об Отношении как базовом, универсальном способе построения любой бытийной формы (материальной и идеальной). Следовательно, в основании и психических форм лежит все та же комбинация субъект-объектных отношений, т.е. ничто «с потолка» не берется. И психика, как внутренняя активность сложно-опосредовано отражающая реальность внешнюю, фиксируется этими простыми формулами.

Smuslu

Что является предметом интеллектуально-когнитивной сферы? О (объект), как внешнее запечатленное во внутреннем, в психике (S) субъекта во всех возможных формах: от явления (образа в ощущениях, восприятиях, представлениях) до сущности (свойств, понятий, суждений, умозаключений). Здесь рождаются понимание и осознание.

Предмет эмоционально-оценочной сферы – отношение внутреннего (S) к внешнему (О), где в их столкновении проявляют себя аффекты, эмоции, чувства и уже сугубо человеческие: совесть, честь, достоинство, любовь, мораль в системе определенной шкалы ценностей. Так возникают осмысление и оценка. Кстати, именно на их благодатной почве и произрастают традиции, обычаи, ритуалы, обряды, скрепляющие, «цементирующие» социальные страты в «здание» народов и наций.

Предмет сферы мотивационно-волевой — S «заряженный» образом-целью, движимый нею: от простого желания до нормы-идеала, понятия-цели, где S – не просто субъект, а субъект с «дельтой», на «выходе», реализующийся, удовлетворенный достигнутым. Вот откуда являют себя воля и целеполагание.

В рамках краткого (популярного) изложения текстовый перебор вреден для желудка мышления. До следующей встречи.